МОУ "СОШ с.Бартеневка им. П.Е. Толстова"
с. Бартеневка, Саратовская область
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Уважаемые родители!
    Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе

    Во-первых, это общее развитие
    К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

    Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой
    У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

    В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению
    Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
     Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Что такое готовность ребенка к школе?


    Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

    Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

    Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

    Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

    Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Для определения уровня готовности ребёнка 6-7 лет к школе существуют разнообразные тесты с заданиями и вопросами, ответы на которые помогут получить общую картину развития малыша. Оно включает в себя многие составляющие, в том числе:

    • физическую готовность,
    • психологическую,
    • эмоциональную,
    • социально-коммуникативную

    Тесты, направленные на определение психологической готовности к школе конкретного ребёнка, помогают определить, сможет ли он усвоить предлагаемую школьную программу, находясь в коллективе сверстников.

    Прежде чем перейти непосредственно к методикам проведения теста, направленного на определение степени готовности к школе ребёнка, необходимо ознакомиться со следующими правилами:

    чтобы малыш не испытывал напряжения и был полностью открыт, нельзя ему говорить, что его собираются проверять;
    задания следует предлагать в ходе повседневной деятельности или игры (в непринуждённой обстановке);
    тестирование обычно не привязывается к конкретному времени, не спешите получить результат сами и не подгоняйте ребёнка.

    Методы определения готовности ребенка к обучению в школе.

    1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний.

    Назначение: выявляет сформированную систему знаний и представлений об окружающем.

    Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов»

    1. Как тебя зовут?
    2. Сколько тебе лет?
    3. Как зовут твоих родителей? По отчеству?
    4. Как называется город, в котором ты живешь?
    5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
    6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
    7. Как называются птицы, которых можно увидеть возле твоего дома, на улице?
    8. В какое время года появляются и, в какое время года падают листья с деревьев?
    9. В каком месяце появляется снег и, когда начинает таять?
    10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься (по 3 предмета)?

    Оценка результатов: 8-10 ответов - высокий уровень; 6-7 ответов - средний уровень; 5 и меньше - низкий уровень;

    1. Эмоциональная готовность (мотивационная) Методика « Выбор в деятельности»

    Назначение: Методика выявляет предпочитаемый вид в деятельности. Оборудование: 3 картинки.

    Инструкция к проведению: Ребенку предлагается просмотреть рисунки, убедившись, что ему понятно содержание (1 рис.- ребенок учится; 2 рис. – ребенок трудится; 3 рис.- ребенок играет). «Чем бы ты хотел заниматься в 1 очередь? во 2 очередь? В 3 очередь?»

    Оценка результатов: 1) В 1 очередь- учеба; Во 2 очередь- труд или игра; В 3 очередь- игра или труд-ориентация на учебную деятельность - высокий уровень; 2) 1) В 1 очередь- игра; Во 2 очередь- учеба; В 3очередь - труд- ориентация на учебно-игровую деятельность- средний уровень; 3) В 1 очередь-игра; Во 2 очередь-труд; В 3очередь –учеба- ориентация на игровую деятельность- низкий уровень.

    1. Уровень развития памяти

    Методика» Исследование произвольной зрительной памяти» Назначение:    Методика  позволяет  определить    объем  произвольного зрительного запоминание.

    Оборудование: Набор 10 картинок: зонт, морковь, аист, шарики, утенок, петух, собака, роза, груша, воробей.

    Инструкция: « Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты постарайся их

    запомнить».

     

    Процедура обследование: картинки предъявляются по одной. Далее ребенку дается время- 20 сек. на запоминание. После переворачивает картинки и обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне. Порядок значение не имеет.

    Оценка результатов: 8-10картинок - высокий уровень; 5-7картинок - средний уровень; 4 и менее - низкий уровень;

    Методика: Исследование оперативной вербальной памяти. Назначение: Методика позволяет определить объем непосредоваемого запоминание вербального материала.

    Оборудование: Набор из 8 слов.

    Инструкция: «Послушай, а потом повтори то, что я тебе сейчас скажу: « Летом в лесу поспевают ягоды: земляника, черника, ежевика».

    Процедура обследование: читайте предложение, а затем просите ребенка его повторить. Если ребенок воспроизвел меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение еще раз. Если и вторая попытка оказалась недостаточно удачной (меньше 6 слов), предлагается послушать еще раз.

    Оценка результатов: высокий уровень - за воспроизведение 7-8 слов после 1- го прослушивание. Средний уровень - за воспроизведение 6-8 слов после2-го прослушивание. Низкий уровень- за воспроизведение 6 и меньше после 3- гопрослушивание.

    4. Уровень развития моторики руки, произвольного внимания. Методика »Украшение рамки»

    Назначение: Позволяет определить уровень моторики руки, произвольность внимание.

    Оборудование: Белый лист А4 с рамкой 13 см. ширины. Справа нарисованы геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат - как образец; простой карандаш; стерка.

    Инструкция: «Укрась, пожалуйста, рамку вот из таких фигур.- Покажи, что ты будешь рисовать в 1 очередь? Во 2 очередь? В 3 очередь?».

    Процедура обследование: ребенок берет карандаш по просьбе психолога и продолжает украшать рамку. Ребенка не торопить, не отвлекать; отмечать его процесс работы: пользование стеркой, коментрование своих действий.

    Оценка результатов:

    высокий уровень – не нарушена последовательность геометрических фигур, величина фигур соответствует образцу. Украшение - завершено.

    Средний уровень - допустимо 1-2 ошибки в последовательности геометрических фигур увеличена или уменьшена в 0,5 раз. Украшение рамки частично завершено.

    Низкий уровень - нарушена последовательность геометрических фигур, многократно, сильное увеличение фигур в размере более чем 0,5 раз. Украшение рамки далеко от завершения, либо завершены, но с указанными ошибками.

     

    5. Развитие мышления.

    Методика «Общая осведомленность»

    Назначение: Методика позволяет определить развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций.

    Инструкция: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».

    Оценка результатов: Высокий уровень – от 24 и более баллов. Средний уровень – от23 до 0 баллов. Низкий уровень – от 1и менее баллов.

    №п/п

    Вопросы

    Ответы (оценка           в баллах)

    правильные

    неправильные

    другие

    1.

    Какое животное больше, лошадь или

    собака?

    0

    -5

    нет

    2.

    Утром     мы

    завтракаем, а днем?

    0

    -3

    нет

    3.

    Днем светло, а

    ночью?

    0

    -4

    нет

    4.

    Небо

    голубое, а трава?

    0

    -4

    нет

    5.

    Яблоки, груши, сливы, персики -

    что это?

    +1

    -1

    нет

    6.

    Что такое: Минск, Витебск,

    Могилев?

    +1

    -1

    0

    7.

    Футбол, плавание, хоккей, волейбол-

    это?

    +3(спорт, физкультура)

    0

    +2          игры, упражнения, гимнастика

    8.

    Маленькая корова-это теленок.

    Маленькая собака-?

    Лошадь-?

    +4 щенок, жеребенок

    -1

    0

    9.

    Почему      у автомобилей

    тормоза?

    +1 две причины

    -1

    0 1 причина

    10.

    Чем похожи друг на

    +3

    2 общих

    0

    2

    1 признак

     

    друга молоток и

    топор?

    признака

    11.

    Чем отличаются гвоздь от

    винта?

    +3

    0

    +2 так надо, положено

    12.

    Собака больше похожа на кошку или курицу?

    Чем? Что у них одинаковое?

    0

    -3 на курицу

    -1 на кошку

    13.

    Чем похожа друг на друга белка

    и лиса?

    +3 2

    признака

    0

    +2

    14.

    Какие ты знаешь виды

    транспорта?

    +4 назвали 3 средства

    0

    +2 три наземных

    15.

    Чем отличается старый человек от молодого? Какая разница между

    ними?

    +4 назвали 3 средства

    0

    +2

    4. Диагностика эмоционально- аффективной сферы(или развитие мышление)

    Методика »Нарисуй себя »

    Назначение: Выявляет уровень сформированности образных представлений; познавательных процессов, оценивает личностные особенности ребенка.

    Оборудование: Белый лист А4 с разукрашенной испытуемым рамкой; простой карандаш; цветные карандаши, стерка.

    Инструкция: «Перед тобой лист бумаги с рамкой, которую ты украсил. Я предлагаю тебе нарисовать себя, таким, какой ты сам есть. Лучше во весь рост. Можешь пользоваться цветными карандашами».

    Процедура обследование: ребенок рисует в спокойной обстановке, не отвлекать его, не задавать вопросы. Наблюдать за процедурой рисования от начало до конца. Делать пометки его высказываниям: отмечать его настроение, желание рисовать, использование стерки.

    Оценка результатов:

    Высокий уровень- 1рис: изображены все основные и второстепенные части (руки, ноги имеют толщину). Хорошее качество изображения, качество.

     

    Основные - голова (волосы, нос, глаза, рот), уши, шея, руки (на руках 5

    пальцев).

    Средний уровень – 2 и 3 рис: имеются основные части (не менее 3х второстепенных)

    Низкий уровень- 4 и 5 рис: изображено меньше 5 основных частей или

    примитивных ребенок-головоног.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Готовность ребенка к школе сложное образование, которое должно быть всесторонне изучено при поступлении ребенка в школу. Необходимость такого изучения определяется тем обстоятельством, что результаты исследования, должны помочь и ребенку и педагогу в процессе школьного обучения правильно планировать нагрузки на ребенка, тщательно выбирать методики обучения, сориентированные на конкретных детей.

    Методики проведения изучения готовности ребенка к школе можно условно разделить на два раздела: изучающие уровень и степень психологической готовности ребенка к школе, методики, позволяющие выявить уровень интеллектуальной готовности к школе.

    В практике используются значительное число методик, но какие бы не использовались, все они должны быть основаны на научных принципах и методах проведения и анализа результатов, быть доступны для ребенка.

    Результаты проведенного исследования должны быть четко сформулированы, объяснены родителям ребенка, прокомментированы для педагога.

    Как правило, используются методики: наблюдения за поведением ребенка (особенности при изучении уровня физической готовности к школе) тестовые методики, беседы с ребенком, с родителями.

    Всестороннее исследование уровня готовности ребенка к школе обеспечивает выявление степени личной готовности ребенка, выявление уровня сформированности конкретных интеллектуальных навыков ребенка, его навыки в общении, что обеспечивает ребенку и педагогическому коллективы возможность создания для детей наиболее эффективных условий обучения, исключает травматические синдромы и способствует развитию личностных качеств ребенка

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 8:00-16:00
    Вторник 8:00-16:00
    Среда 8:00-16:00
    Четверг 8:00-16:00
    Пятница 8:00-16:00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie