Для определения уровня готовности ребёнка 6-7 лет к школе существуют разнообразные тесты с заданиями и вопросами, ответы на которые помогут получить общую картину развития малыша. Оно включает в себя многие составляющие, в том числе:
- физическую готовность,
- психологическую,
- эмоциональную,
- социально-коммуникативную
Тесты, направленные на определение психологической готовности к школе конкретного ребёнка, помогают определить, сможет ли он усвоить предлагаемую школьную программу, находясь в коллективе сверстников.
Прежде чем перейти непосредственно к методикам проведения теста, направленного на определение степени готовности к школе ребёнка, необходимо ознакомиться со следующими правилами:
чтобы малыш не испытывал напряжения и был полностью открыт, нельзя ему говорить, что его собираются проверять;
задания следует предлагать в ходе повседневной деятельности или игры (в непринуждённой обстановке);
тестирование обычно не привязывается к конкретному времени, не спешите получить результат сами и не подгоняйте ребёнка.
Методы определения готовности ребенка к обучению в школе.
1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний.
Назначение: выявляет сформированную систему знаний и представлений об окружающем.
Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов»
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей? По отчеству?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Как называется улица, на которой ты проживаешь?
- Какой у тебя номер дома и квартиры?
- Как называются птицы, которых можно увидеть возле твоего дома, на улице?
- В какое время года появляются и, в какое время года падают листья с деревьев?
- В каком месяце появляется снег и, когда начинает таять?
- Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься (по 3 предмета)?
Оценка результатов: 8-10 ответов - высокий уровень; 6-7 ответов - средний уровень; 5 и меньше - низкий уровень;
- Эмоциональная готовность (мотивационная) Методика « Выбор в деятельности»
Назначение: Методика выявляет предпочитаемый вид в деятельности. Оборудование: 3 картинки.
Инструкция к проведению: Ребенку предлагается просмотреть рисунки, убедившись, что ему понятно содержание (1 рис.- ребенок учится; 2 рис. – ребенок трудится; 3 рис.- ребенок играет). «Чем бы ты хотел заниматься в 1 очередь? во 2 очередь? В 3 очередь?»
Оценка результатов: 1) В 1 очередь- учеба; Во 2 очередь- труд или игра; В 3 очередь- игра или труд-ориентация на учебную деятельность - высокий уровень; 2) 1) В 1 очередь- игра; Во 2 очередь- учеба; В 3очередь - труд- ориентация на учебно-игровую деятельность- средний уровень; 3) В 1 очередь-игра; Во 2 очередь-труд; В 3очередь –учеба- ориентация на игровую деятельность- низкий уровень.
- Уровень развития памяти
Методика» Исследование произвольной зрительной памяти» Назначение: Методика позволяет определить объем произвольного зрительного запоминание.
Оборудование: Набор 10 картинок: зонт, морковь, аист, шарики, утенок, петух, собака, роза, груша, воробей.
Инструкция: « Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты постарайся их
запомнить».
Процедура обследование: картинки предъявляются по одной. Далее ребенку дается время- 20 сек. на запоминание. После переворачивает картинки и обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне. Порядок значение не имеет.
Оценка результатов: 8-10картинок - высокий уровень; 5-7картинок - средний уровень; 4 и менее - низкий уровень;
Методика: Исследование оперативной вербальной памяти. Назначение: Методика позволяет определить объем непосредоваемого запоминание вербального материала.
Оборудование: Набор из 8 слов.
Инструкция: «Послушай, а потом повтори то, что я тебе сейчас скажу: « Летом в лесу поспевают ягоды: земляника, черника, ежевика».
Процедура обследование: читайте предложение, а затем просите ребенка его повторить. Если ребенок воспроизвел меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение еще раз. Если и вторая попытка оказалась недостаточно удачной (меньше 6 слов), предлагается послушать еще раз.
Оценка результатов: высокий уровень - за воспроизведение 7-8 слов после 1- го прослушивание. Средний уровень - за воспроизведение 6-8 слов после2-го прослушивание. Низкий уровень- за воспроизведение 6 и меньше после 3- гопрослушивание.
4. Уровень развития моторики руки, произвольного внимания. Методика »Украшение рамки»
Назначение: Позволяет определить уровень моторики руки, произвольность внимание.
Оборудование: Белый лист А4 с рамкой 13 см. ширины. Справа нарисованы геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат - как образец; простой карандаш; стерка.
Инструкция: «Укрась, пожалуйста, рамку вот из таких фигур.- Покажи, что ты будешь рисовать в 1 очередь? Во 2 очередь? В 3 очередь?».
Процедура обследование: ребенок берет карандаш по просьбе психолога и продолжает украшать рамку. Ребенка не торопить, не отвлекать; отмечать его процесс работы: пользование стеркой, коментрование своих действий.
Оценка результатов:
высокий уровень – не нарушена последовательность геометрических фигур, величина фигур соответствует образцу. Украшение - завершено.
Средний уровень - допустимо 1-2 ошибки в последовательности геометрических фигур увеличена или уменьшена в 0,5 раз. Украшение рамки частично завершено.
Низкий уровень - нарушена последовательность геометрических фигур, многократно, сильное увеличение фигур в размере более чем 0,5 раз. Украшение рамки далеко от завершения, либо завершены, но с указанными ошибками.
5. Развитие мышления.
Методика «Общая осведомленность»
Назначение: Методика позволяет определить развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций.
Инструкция: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».
Оценка результатов: Высокий уровень – от 24 и более баллов. Средний уровень – от23 до 0 баллов. Низкий уровень – от 1и менее баллов.
№п/п |
Вопросы |
Ответы (оценка в баллах)
правильные |
неправильные |
другие |
1. |
Какое животное больше, лошадь или
собака? |
0 |
-5 |
нет |
2. |
Утром мы
завтракаем, а днем? |
0 |
-3 |
нет |
3. |
Днем светло, а
ночью? |
0 |
-4 |
нет |
4. |
Небо
голубое, а трава? |
0 |
-4 |
нет |
5. |
Яблоки, груши, сливы, персики -
что это? |
+1 |
-1 |
нет |
6. |
Что такое: Минск, Витебск,
Могилев? |
+1 |
-1 |
0 |
7. |
Футбол, плавание, хоккей, волейбол-
это? |
+3(спорт, физкультура) |
0 |
+2 игры, упражнения, гимнастика |
8. |
Маленькая корова-это теленок.
Маленькая собака-?
Лошадь-? |
+4 щенок, жеребенок |
-1 |
0 |
9. |
Почему у автомобилей
тормоза? |
+1 две причины |
-1 |
0 1 причина |
10. |
Чем похожи друг на |
+3
2 общих |
0 |
2
1 признак |
|
друга молоток и
топор? |
признака |
|
|
11. |
Чем отличаются гвоздь от
винта? |
+3 |
0 |
+2 так надо, положено |
12. |
Собака больше похожа на кошку или курицу?
Чем? Что у них одинаковое? |
0 |
-3 на курицу |
-1 на кошку |
13. |
Чем похожа друг на друга белка
и лиса? |
+3 2
признака |
0 |
+2 |
14. |
Какие ты знаешь виды
транспорта? |
+4 назвали 3 средства |
0 |
+2 три наземных |
15. |
Чем отличается старый человек от молодого? Какая разница между
ними? |
+4 назвали 3 средства |
0 |
+2 |
4. Диагностика эмоционально- аффективной сферы(или развитие мышление)
Методика »Нарисуй себя »
Назначение: Выявляет уровень сформированности образных представлений; познавательных процессов, оценивает личностные особенности ребенка.
Оборудование: Белый лист А4 с разукрашенной испытуемым рамкой; простой карандаш; цветные карандаши, стерка.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги с рамкой, которую ты украсил. Я предлагаю тебе нарисовать себя, таким, какой ты сам есть. Лучше во весь рост. Можешь пользоваться цветными карандашами».
Процедура обследование: ребенок рисует в спокойной обстановке, не отвлекать его, не задавать вопросы. Наблюдать за процедурой рисования от начало до конца. Делать пометки его высказываниям: отмечать его настроение, желание рисовать, использование стерки.
Оценка результатов:
Высокий уровень- 1рис: изображены все основные и второстепенные части (руки, ноги имеют толщину). Хорошее качество изображения, качество.
Основные - голова (волосы, нос, глаза, рот), уши, шея, руки (на руках 5
пальцев).
Средний уровень – 2 и 3 рис: имеются основные части (не менее 3х второстепенных)
Низкий уровень- 4 и 5 рис: изображено меньше 5 основных частей или
примитивных ребенок-головоног.